Тормозная жидкость

Тормозная жидкость EBC BF307
Тормозная жидкость — часть гидравлической тормозной системы, передающая давление от глвного тормозного цилиндра на колесные (рабочие). Поскольку жидкости практически несжимаемы, то это давление будет передаваться по жидкости, и по истечении сравнительно малого времени, будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью.

Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости.

Качество тормозной жидкости оценивается по следующим параметрам и характеристикам:

- Температура кипения тормозной жидкости.
- Вязкостно-температурные свойства и их стабильность.
- Антикоррозионные и смазывающие свойства.
- Совместимость с резиновыми деталями.

Классификация тормозной жидкости по температуре кипения и по вязкости осуществляется в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (США), JIS - Japan Industrial Standards(Япония) и другим международным и национальным стандартам - ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В настоящее время производители тормозных жидкостей в документах и на упаковке, как правило, указывают соответствие нормам — DOT.

Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:

- DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
- DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше;
- DOT 5 - практически не используется на дорожных автомобилях, зачастую применяется в автоспорте.

Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей от 3,5 – 4,5% влаги. Температура кипения «увлажненной» жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1 — 2 года ее работы в гидравлической системе тормозов автомобиля.


Классы тормозных жидкостейТемпература кипения "сухой" тормозной жидкостиТемпература кипения "увлажненной" тормозной жидкостиВязкость кинематическая "увлажненной" при температуре 100 СВязкость кинематическая при температуре -40 С
DOT 3205 не менее140 не менее1,5 не более1500 не менее
DOT 4230 не менее155 не менее1,5 не более1800 не менее
DOT 5.1260 не менее180 не менее1,5 не более900 не менее
DOT 5260 не менее180 не менее1,5 не более900 не менее


Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые. Минеральные жидкости не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться. Тормозные жидкости класса DOT 5 изготавливаются на основе силикона и с гликолевыми не совместимы.

Основной недостаток используемых в автомобилестроении тормозных жидкостей – их гигроскопичность (влагопоглощение), жидкость поглощает влагу из воздуха, с которым контактирует. Всего за один год тормозная жидкость, в гидравлической системе, набирает 2 — 3% воды и, в результате, ее температура кипения снижается на 30° — 40°С. Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время — и образованию ледяных пробок. Поэтому, на сегодняшний день, фактически все автопроизводители рекомендуют обязательную замену тормозной жидкости один раз в 2 года или через 40 – 50 тыс. км.

Не забывайте, что безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, выбирайте только качественную тормозную жидкость.


Быстрый подбор