| Тормозная жидкость — часть гидравлической тормозной системы, передающая давление от глвного тормозного цилиндра на колесные (рабочие). Поскольку жидкости практически несжимаемы, то это давление будет передаваться по жидкости, и по истечении сравнительно малого времени, будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью.
Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости.
Качество тормозной жидкости оценивается по следующим параметрам и характеристикам:
- Температура кипения тормозной жидкости. - Вязкостно-температурные свойства и их стабильность. - Антикоррозионные и смазывающие свойства. - Совместимость с резиновыми деталями.
Классификация тормозной жидкости по температуре кипения и по вязкости осуществляется в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (США), JIS - Japan Industrial Standards(Япония) и другим международным и национальным стандартам - ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В настоящее время производители тормозных жидкостей в документах и на упаковке, как правило, указывают соответствие нормам — DOT.
Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
- DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами; - DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах; - DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше; - DOT 5 - практически не используется на дорожных автомобилях, зачастую применяется в автоспорте.
Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей от 3,5 – 4,5% влаги. Температура кипения «увлажненной» жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1 — 2 года ее работы в гидравлической системе тормозов автомобиля. |
Классы тормозных жидкостей | Температура кипения "сухой" тормозной жидкости | Температура кипения "увлажненной" тормозной жидкости | Вязкость кинематическая "увлажненной" при температуре 100 С | Вязкость кинематическая при температуре -40 С | DOT 3 | 205 не менее | 140 не менее | 1,5 не более | 1500 не менее | DOT 4 | 230 не менее | 155 не менее | 1,5 не более | 1800 не менее | DOT 5.1 | 260 не менее | 180 не менее | 1,5 не более | 900 не менее | DOT 5 | 260 не менее | 180 не менее | 1,5 не более | 900 не менее |
| Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые. Минеральные жидкости не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться. Тормозные жидкости класса DOT 5 изготавливаются на основе силикона и с гликолевыми не совместимы.
Основной недостаток используемых в автомобилестроении тормозных жидкостей – их гигроскопичность (влагопоглощение), жидкость поглощает влагу из воздуха, с которым контактирует. Всего за один год тормозная жидкость, в гидравлической системе, набирает 2 — 3% воды и, в результате, ее температура кипения снижается на 30° — 40°С. Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время — и образованию ледяных пробок. Поэтому, на сегодняшний день, фактически все автопроизводители рекомендуют обязательную замену тормозной жидкости один раз в 2 года или через 40 – 50 тыс. км.
Не забывайте, что безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, выбирайте только качественную тормозную жидкость. |
|